Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Права детей в рамках закона

Права детей в рамках закона "Об образовании в Российской Федерации"

Французское выражение "l’esprit et la letter" дословно означает «дух и буква». Есть такие понятия, как «дух закона» и «буква закона». Довольно упрощённо можно сказать, что дух закона − это цели, им преследуемые, а буква закона − это формальные требования, которые выставляются для достижения этой цели, то есть буквальная формулировка закона, которая не всегда идеальна.

Дух − это главный смысл, который может быть выражен множеством способов и буквосочетаний. Когда человек понимает смысл того, о чем он говорит, он может сказать об этом по разному, и будет ясно, что он говорит об одном и том же. В каждом из вариантов основной смысл выражается по-своему, но с взаимным обогащением. Так главный смысл приобретает объемные формы и становится емким. В этой работе мы попытаемся объяснить дух закона, а вот понимание буквы закона Вам лучше получить в процессе знакомства с оригиналом текста, ссылки на который мы, конечно же, дадим.

Кто такие обучающиеся?

Обучающиеся – это термин, которым называют всех граждан, которые учатся по той или иной образовательной программе. Любой, кто учится – в детском саду, школе, вузе, кружке вышивания – обучающийся.

 При этом закон устанавливает, что обучающиеся могут быть разделены на разные группы, в зависимости от того, какие именно программы они осваивают. В частности, ребенок дошкольного возраста может быть воспитанником или учащимся, в зависимости от того, какую именно программу он осваивает.

 По закону:

 1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

 2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

 Поэтому, если ребенок учится по программе дошкольного образования, он воспитанник этой образовательной организации, если же он пришел туда на дополнительную общеразвивающую программу (например, посещает отдельный кружок) – он будет там учащимся.

 Читая закон, важно понимать, что, если в статье используется термин «обучающийся», это означает любого обучающегося, по какой бы программе он ни учился. Если же используется конкретный термин (например, «студент»), то данная статья имеет отношение только к студентам, но не к другим группам обучающихся.

В этом отношении с воспитанниками и учащимися права урегулированы достаточно просто – эти термины в законе не используются, и права ребенка дошкольного возраста определяются как права «обучающегося». Специальный термин «учащийся» или «воспитанник» не используется; если же нужно, уточняется в такой форме: «обучающийся по образовательной программе дошкольного образования». (В отличие, например, от студентов, для которых используется специфический термин «студент», без описания конкретных программ).

Кто является родителями?

 Закон «Об образовании в Российской Федерации» не определяет понятия «родители (законные представители)». Это не делается потому, что определение дано в других

нормативных актах – в Семейном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

 Согласно статье 28 Гражданского кодекса, законными представителями малолетних (несовершеннолетних, не достигших 18 лет), являются их родители, усыновители, опекуны.

 Согласно статье 64 Семейного кодекса, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (то есть без какого-то оформления доверенностью или иными документами). При этом родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таком случае орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

 Семейный же кодекс описывает формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, когда функции родителей по представлению и защите интересов детей фактически возлагаются на органы опеки и попечительства, и предполагается устройство детей (усыновление, опека, устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В этих случаях функции законных представителей будут исполнять уже не родители ребенка, а иное лицо (гражданин или организация), в зависимости от выбранной формы устройства ребенка.

 Термин «родители (законные представители)» описывает все возможные варианты, приведенные выше. Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в суде, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна и иных документов.

В будущем по тексту мы будем использовать слово «родители», имея в виду «родители и любые иные законные представители ребенка, если по той или иной причине ребенок остался без попечения родителей».

Довольно важным вопросом является – кто именно из законных представителей может представлять интересы ребенка в детском саду. Например, если у ребенка полная семья, у него есть два равноправных законных представителя. Если позиции мамы и папы совпадают, никаких проблем нет, а если они различаются? Например, мама хочет давать ребенку дошкольное образование в форме семейного образования, чтобы избавить его от стресса привыкания к детскому саду. Папа же, напротив, считает, что ребенку надо учиться общению в коллективе, и поэтому его надо отдать в детский сад. По общему правилу, родители должны прийти к взаимно устраивающему их решению. Если же это по какой-то причине становится невозможно, решение будет принимать суд или орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка.

Принципы формирования прав и гарантии их реализации

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами. Это означает, что каждый ребенок имеет право на получение дошкольного образования в образовательной организации, фактически, право на место в муниципальном детском саду. Во многих регионах это данное законом право реально не реализуется – всем известна ситуация с очередями в детские сады. Вместе с тем, в настоящий момент данная проблема находится в фокусе внимания – перед органами управления образования поставлена достаточно жесткая задача ликвидировать очереди, и ведется большая работа в этом направлении.

 Возникает также вопрос – в каком же возрасте ребенок получает право на обучение в детском саду? Ответ на этот вопрос вытекает из статьи 67 Закона:

«Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».

Это обозначает, что право на получение образования возникает у ребенка в два месяца. Реально сейчас мест в образовательных организациях не хватает, и политические усилия направлены на то, чтобы ликвидировать в первую очередь ту очередь, которая сложилась у детей старше трех лет. Поэтому логично ожидать, что проблема с реальной доступностью дошкольного образования в первую очередь решится в этой, старшей, возрастной группе.

 Максимальный возраст, соответственно, определяется законом очень расплывчато. С одной стороны, не позднее 8 лет надо начать получение начального общего образования, т.е. прекратить получение дошкольного. С другой, учредитель вправе разрешить прием в школу и в более позднем возрасте, т.е., например, какому-то ребенку, исходя из его индивидуальных особенностей, в 9 лет. Поэтому детский сад работает с ребенком с возраста двух месяцев и до завершения образовательных отношений, которое может состояться в разном возрасте для разных детей.